Медиация
Медиация — способ разрешения конфликтных ситуаций путём переговоров с участием нейтрального посредника, во время которого участники переговоров достигают взаимовыгодных договорённостей.Процедура медиации является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.
Преимущества использования медиации:
- сохранение отношений после разрешения конфликта;
- возможность услышать друг друга;
- развитие навыков эффективной коммуникации;
- успешное разрешение конфликта без обращения в суд;
- примирение сторон приводит к прекращению дела.
Если говорить о медиации как о технологии, то очень важно обозначить четыре основных принципа ее реализации.
Первый принцип – нейтральность медиатора. Медиатор (посредник) не решает, кто прав, а кто виноват. Медиатор беспристрастен по отношению ко всем сторонам конфликта, не заинтересован в каком-то конкретном решении. Именно поэтому он не советует и не принимает решений за стороны, а стимулирует их самих к поиску взаимовыгодного выхода из ситуации. Задача медиатора состоит в том, чтобы организовать процесс эффективного обсуждения.
Второй принцип медиации – добровольность. Стороны добровольно принимают участие в процедуре медиации. Все участники переговоров (в том числе медиатор) могут выйти из процесса в любой момент. Технология предполагает, что всѐ происходит с согласия сторон, включая принятие решения, за реализацию которого они сами несут ответственность.
Когда обе стороны заинтересованы в разрешении конфликта, то общение между ними происходит более конструктивно – они сами стремятся найти решение проблемы, с которой они столкнулись. Следует отметить, что, как правило, к медиатору за помощью обращается сначала одна сторона. Задача медиатора состоит в том, чтобы выявить интересы второй стороны и смотивировать ее участвовать в поисках взаимовыгодно решения.
Тот факт, что вторая сторона соглашается на медиацию, становится возможным в силу природы самого конфликта. Дело в том, что конфликтная ситуация зачастую возникает именно потому, что все участники конфликта не могут в полной мере удовлетворить свои интересы без участия друг друга. Если бы они могли достичь желаемого иными способами, то конфликт бы не возник. Медиатор в работе с каждым выявляет те аспекты, в которых участники конфликта зависят друг от друга, что помогает им лучше понять сложившуюся ситуацию.
Третий принцип медиации – конфиденциальность. Медиатор не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе медиации, без согласия сторон. Сами стороны, в свою очередь, вольны распоряжаться полученной в ходе медиации информацией так, как им заблагорассудится. Зачастую, однако, стороны при содействии медиатора заключают друг с другом соглашение о конфиденциальности, если в этом есть реальная необходимость. Конфиденциальность в медиации помогает сторонам «сохранить лицо» и почувствовать себя защищенными, что очень важно в ситуации острого конфликта.
Четвертый принцип медиации – равноправие. Каждый из участников имеет равное право высказываться, принимать участие в разработке, обсуждении и принятии конечного решения. Медиатор уделяет каждому равное количество времени и внимания.
Благодаря соблюдению этих четырёх принципов обеспечивается достижение участниками конфликта договоренности, устраивающей каждого из них.
В настоящее время в школах Выборгского района Санкт-Петербурга созданы школьные службы медиации.
1. На базе СПб ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ» работает служба Медиации:
Телефон службы медиации: (812) 747-29-51
Подробная информация о службе: https://profcenter.spb.ru/медиация/
2. На базе Центра «РАДОМИРА» реализуется проект "Договориться можно". Проект поддержан Фондом президентских грантов.
Цель: Внедрение и развитие конфликтологического консультирования и медиации в систему социальной поддержки малоимущих и социально не защищенных семей с детьми, находящихся в ситуации предразвода, развода или переживших развод на базе СПб ОО «Центра «РАДОМИРА» путем создания Службы кризисной психологической помощи и медиации.
Телефоны Центра: +7(812)575-64-64; +7(952)238-60-16.
Подробнее о проекте: https://radomira.ru/project/dogovoritsya-mozhno/
3. Также процедуру медиации можно пройти в Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга.
Телефон для уточнения информации: (812) 553 18 75.